Последняя публикация ЮНЕСКО Атласа Исчезающих Языков Мира вызвала довольно много новых историй и обсуждений.

Атлас насчитывает 2,500 языков, находящихся в опасности, которые классифицируются согласно пяти разным уровням: небезопасные (607), под угрозой исчезновения (632), серьезная опасность исчезновения (502), на грани исчезновения (538) и вымершие (200). У 199 из этих языков меньше чем 10 говорящих, и у 178 — от 10 до 50 говорящих. Этот Атлас доступен онлайн, но я там нашел только информацию об африканских языках,  находящихся под угрозой исчезновения.

Среди вымерших языков упоминаются мэнский и корнский, которые вызвали много комментариев, особенно среди говорящих и изучающих эти языки. К примеру, на Веб-сайте iomtoday.co.im говорится о том, что ‘Мэнский язык все еще жив’ и на сайте ВВС есть статьи на мэнском и корнском языках.

Комментарии на сайте iomtoday очень интересные и создается впечатление, что Мэнский язык не является первым языком ни для кого. Один автор комментариев отметил, что Мэнский язык — мертвый, потому что «уже не осталось говорящих только на одном Мэнском языке (так званых «моноглотов») или даже говорящих на мэнском в качестве первого языка”. Я не понимаю, почему так важно, чтобы у языка были говорящие-моноглоты, чтобы этот язык считался живым. На пальцах можно пересчитать говорящих-моноглотов Уэльского, Ирландского или Гэльского языка, но очень много людей разговаривают на них в качестве их первого языка.