Игры способствуют изучению языков
Идея о превращении процесса обучения в развлечение не является чем-то новым. На протяжении многих лет учителя выдавали своим ученикам «призы» — к примеру, золотые звезды или стикеры со смайликами – в качестве поощрения за хорошо выполненную классную работу или домашнее задание.
Начиная с детских песенок, обучающих детей алфавиту, и заканчивая более сложными мнемоническими устройствами, нацеленными на улучшение способности запоминать информацию, игры всегда использовались для вовлечения учеников в процесс обучения.
А в последнее время интерес педагогов к идее «игрофикации» стремительно возрос, в большей степени, благодаря повышенной осведомленности детей из более развитых стран, которые играют в видеоигры и активно пользуются приложениями на мобильных телефонах.
Теория игр
Согласно публикации «NMC Horizon Report» в 2013 году, посвященной вопросу высшего образования, игрофикация определяется как «внедрение игровых элементов, игровых механик и игровой среды в неигровых условиях».
Джонатон Рейнхардт, доцент кафедры английского языка/лингвистики и один из руководителей проекта по использованию игр для обучения в Аризонском университете, утверждает, что игрофикация является новым термином для обозначения давно известного подхода к обучению.
Повторяющаяся деятельность из «сложной» и «скучной» может стать захватывающей, если просто добавить «награды» за проделанную работу. На рабочем месте сотрудники чувствуют себя гораздо мотивированными, если у них есть возможность демонстрировать свои достижения с помощью определенных знаков. Эти знаки могут варьироваться от обычных бэйджиков к офисной таблице лидеров, в которой сотрудники размещаются в соответствии со своими успехами за неделю.
Социальные сети являются основным принципом игрофикации, превращая жизнь в одно большое соревнование, в котором «игроки» получают награды в виде «лайков» или «ретвитов», а количество очков зависит от количества «друзей» или «последователей».
Забавы науки
Даже медицина следует этому успешному примеру. Недавно «гражданские ученые» из 179 стран мира вызвались помочь британским исследователям и попытаться раскрыть тайну развития раковых заболеваний.
Около 75 000 игроков загрузили на свои смартфоны первую в мире игру, разработанную с целью расшифровать генетическую информацию пациентов с раковыми заболеваниями.
Действие в британской игры по исследованию раковых заболеваний под названием «Play To Cure: Genes In Space» (дословно – «Играй для излечения – Гены в пространстве») происходит спустя 800 лет в будущем. Игроки управляют космическим кораблем, чтобы собрать ценный материал – элемент Альфа.
Игроки планируют свой маршрут таким образом, чтобы собрать как можно больше элемента Альфа. Фактически, пока они летят через космос, они формируют генетическую информацию, которая позже будет проанализирована учеными.
Языковая викторина
В наше время изучение иностранных языков перешло в игровую плоскость.
Австралийский инженер Ларс Енкен запустил игру под названием «The Great Language Game». Игроки слушают небольшие отрывки текста на иностранном языке (всего представлено более 80 языков) и должны отгадать язык.
Каждый игрок имеет право сделать ошибку трижды, а в конце игры получает информацию о языках, в определении которых он ошибся.
В этой затягивающей игре представлены также малоизвестные и необычные языки, и многие игроки получат возможность впервые услышать произношение носителей таких языков, как например, амхарский, южноэфатский и фиджи.
Для преподавателей иностранных языков, которые нуждаются в подсказке, как можно объединить игрофикацию со своим учебным планом, Дж. Рейнхардт подготовил несколько простых предложений:
- Используйте систему оценок в баллах, которые начисляются за освоение учебного материала и активность на занятиях
- Введите систему поощрения – поощрения могут выражаться в виде бэйджиков за выполнение задания без ошибок с первого раза или за неделю общения исключительно на изучаемом языке
- За хорошую работу можно выдавать поощрительные карточки, которые позволят ученикам выучить новое слово или получить иммунитет на случай ошибок в следующей викторине
- Планируйте занятие в форме соревнования между командами учеников
- Составьте учебный план в форме приключенческой игры с разными уровнями сложности для одного и того же задания; проводите свои занятия в форме коллективных квестов и разработайте несколько способов («путей обучения»), с помощью которых можно достичь одной и той же цели.